Леонид Енгибаров.
Памяти великого артиста


Категории каталога

КОРОТКО О СЕБЕ [4]
1. Коротко о себе 2. Немного автобиографических данных. 3. Как трудно быть комиком! 4. Диплом
ЛЮБИМЫЙ ЦИРК [9]
1. Шар на ладони 2. Жонглер 3. Ей было тоскливо... 4. Девчонке, которая умеет летать 5. Аплодисменты 6. Сила искусства 7. Падение 8. Квартира 9. Как стать клоуном?
НА РИНГЕ И НА СТАДИОНЕ [9]
1. Бой 2. Победа 3. Девятнадцатилетней 4. Двадцать золотых метров 5. Вальс 6. После гонки 7. Зависть 8. На стадионе 9. В бою ничьих не бывает
ЗВЕЗДНЫЙ ДОЖДЬ [51]
1. Несколько слов о Ереване 2. Горы 3. Долина 4. Обыкновенное – необыкновенно 5. Нет и Да 6. Тональность 7. Лестница 8. Художнику 9. Сердце (В Ереване) 10. Кабачок Старость 11. Звездный дождь 12. Карманный вор 13. Тень 14. Листья 15. Парень, который придумал колесо 16. Под старыми липами 17. Фонари 18. Признание 19. Желтые звезды 20. Со мною ты... 21. Здраствуй, дерево! 22. Пистолет 23. Туфельки 24. Тореадор 25. Однажды 26. Окно 27. Подснежник 28. Зонтик 29. Голубой Тюльпан 30. Звезды 31. Твое лицо 32. Дорога 33. Ты, я и грусть 34. Вначале 35. Микрофон 36. Желтая роза 37. Неподвижные звезды 38. Я и Ты 39. Раньше 40. После концерта 41. А я люблю твои глаза. 42. Фонтаны 43. Тихий пруд... 44. Занимая на станции Детство место... 45. Соседи 46. Крик 47. Моя знакомая 48. Лучик 49. Той, которая впервые узнала, что такое дождь 50. Я снова один... 51. Страна Фантазия
СОВРЕМЕННЫЕ СКАЗКИ [4]
1. Сказочник 2. Самая длинная ночь 3. Утром 4. Кошка
МУКИ ТВОРЧЕСТВА [4]
1. Первая строчка 2. Мой литературный дебют 3. Нарисованный 4. Новое течение
И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ [6]
1. День поэзии 2. Праздники 3. Дом 4. Робинзон 5. Знак плюс 6. Диалог

Произведения

Главная » Произведения » Последний раунд » КОРОТКО О СЕБЕ

Коротко о себе

Коротко о себе

Вечер 22 апреля 1961 года.
Счастливый вечер. Он навсегда останется у меня в памяти. Кажется, и сегодня я помню его до мельчайших подробностей.
Помню, что днем у меня было ужасное настроение, какая-то подавленность. От волнения накануне плохо спал. Вечером, по своей давней привычке, пошел пешком в цирк. Москва переливалась огнями кинотеатров и магазинов. Шел мокрый снег. Проезжая часть улицы была наполнена буксующими машинами. Они в недоумении таращили желтые фары на мерзкую погоду, перед самым их носом проскакивали торопливые вечерние пешеходы. Я брел по тротуару, подняв воротник, и время от времени стряхивал кивком головы капли воды, собиравшейся на козырьке моей кепки.
Когда я увидел огромную, в подтеках, афишу на фасаде цирка, которая извещала о моих гастролях, я пришел в полное уныние. В гардеробной я механически загримировался и только тогда понял, что сегодня мой дебют, премьера в Московском цирке, который считается, и по праву, лучшим в мире. Я вдруг представил себе, что будет, если я провалюсь!
Противный комок встал в горле, но где-то в глубине было другое чувство, чувство спортивного азарта, хорошей спортивной злости, было тело, гибкое, сильное, послушное любой мысли, и было то, что вынашивалось в течение пяти лет, и просто так уступать я не хотел.
Я помню этот вечер до мельчайших подробностей Я помню, как ко мне за кулисы забежал незадолго до конца спектакля один известный цирковой актер и умолял меня «продержаться, потому что пока все идет колоссально...», а я становился все спокойнее, главное было оставлено напоследок.
Помню ревущий зал после последней клоунады «Бокс» и, что совсем невероятно, вызовы после моего ухода, вызовы, как будто это театр, а не цирк. Смеющиеся лица зрителей, рядами уходящие вверх от барьера манежа, и только одно лицо, залитое слезами, лицо справа в четвертом ряду, лицо моей матери.
Все это я помню, как будто это было вчера, не помню только как я себя вел, что я чувствовал на манеже, осталось в памяти лишь ощущение свободы и счастья.
В 1961 году я не был совсем новичком: к тому времени я уже проработал год на манеже и с 1956г., правда, не регулярно, работал на телевидении и эстраде как пантомимист.
Главное, что удалось сделать, если так можно выразиться, - общие контуры репертуара для цирка и для эстрады, а репертуар для клоуна, да и новая реприза, новая пантомима, так дорого стоят автору, кажется, нет такого гонорара, который бы мог окупить его муки даже если это маленькое произведение рождается на лету.
Сколько стоит за этим часов самоистязания, самобичевания, сколько часов отчаяния от мысли, что ты абсолютно бездарен и последнее, что ты сделал, так и останется последним.
Но не станем утомлять читателя ужасами авторского ада, лучше вспомнить светлое и удачное.
Как-то - это было в 60-м году - мне для программы в цирке необходима была хоть одна новая реприза, иначе просто завал...
Все утро я бродил по городу и чудесная мелодия Луи Армстронга не давала мне покоя. Я был один: когда я тихонько напеваю, меня почему-то друзья оставляют в одиночестве, разбегаясь в разные стороны и нелестно отзываясь о моих музыкальных способностях. О зависть!
Вечером, перед началом спектакля, я рассказал моим ассистентам - их двое - свою новую репризу. Они рассмеялись и сказали, что в цирке это не поймут. В душе я был с ними уже согласен, но из чувства противоречия, в запальчивости сказал, что они ошибаются и об этой репризе, еще будут писать отдельные рецензии.
В этот вечер я попросил трубача в оркестре сыграть мне что-нибудь в стиле блюза Армстронга и сделал эту репризу.

Я оказался прав. Это старая, как мир, история о том, что несмотря на его явные достоинства, люди не хотят принимать художника, в данном случае всего-навсего акробата. Но когда его техника достигла совершенства, а это видно, зал воздает ему должное... Поздно, в нем убили веру в успех. Он не вернется, а если вернется...
Вот что будет, если он вернется - этого я не знаю, я не могу знать, как поступят мои герои в будущем, я не пророк, я только их автор, я их породил, а как дети будут жить дальше, не всегда зависит только от родителей.
Часто говорят, что автор должен «наблюдать жизнь», «подсматривать». Честное слово, я не знаю, что это такое.
3а время моей работы я написал около сорока пантомим и пятьдесят реприз и клоунад для себя и для других актёров, но ни разу не было случая, чтобы хоть один из сюжетов я «подсмотрел».
По-моему, «подсмотреть» сюжет - это все равно что написать натуралистическую, как раскрашенная! рыночная фотография картину и не добавить своего «я» - все «как в жизни» и все фальшиво. Да не может, по-моему (все, что я говорю, это, конечно, субъективно), существовать сюжет пантомимы или репризы в жизни в «чистом виде», как не существуют в природе в чистом виде редчайшие и дорогие металлы.
Я вспоминал, как мучительно долго я делал пантомиму «Ее день рождения» и, сделав ее, показал, как обычно, своим друзьям. Они единодушно сказали: «Да!». И несказанно удивились, что потом я несколько лет эту пантомиму не играл. Вот о чем она.
Его пригласили на день рождения. Он долго думал и решил подарить ей цветы, нет, цветок, - только на это хватило его сбережений. После многих приключений по дороге и в доме у виновницы торжества он наконец пробился к ней и протянул Ей свой подарок. Она ответила что-то вроде: «А кто вас пригласил?». Он ушел.
Я долго не мог исполнять эту пантомиму на сцене, долго, пока не забылась боль.
 
Этот сюжет я, к сожалению, «подсмотрел» в жизни.
 
Конечно, самая большая радость, когда с листом бумаги и ручкой вы кроите судьбы ваших героев и знаете, что они живут и будут действовать согласно воле автора-родителя, как самые что ни на есть настоящие люди. А раз настоящие, то хочется сделать их добрыми и чуткими, отзывчивыми и смелыми, готовыми вступиться за слабого, не дать в обиду невиновного и, конечно, хочется сделать их по-хорошему смешными, похожими на большинство людей на земле.
Категория: КОРОТКО О СЕБЕ | Добавил: engibarov (23.03.2009)
Просмотров: 9158 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
В тексте много "Я".Леонид Енгибаров не подсматривал жизнь , а высказывал свое "Я" отношение к ней . Он видел жизнь по-своему и трепетно рисовал свое видение жизни на арене ,в кругу друзей ,в литературных миниатюрах ,чтобы мы также вместе с ним смеялись ,плакали ,страдали ,любили.Это самовыражение большого художника ,т.к. его чувства ,мысли доходили и доходят до зрителей ,читателей и они сопереживали тогда и сопереживают сейчас вместе с Леонидом Енгибаровым и будут сопереживать в будущем ,как только соприкоснутся с его творчеством.И не зря судьба привела Леонида Енгибарова на арену цирка в роли клоуна .Клоун испокон веков выражает боль сердца ,драму бытия , через скоморошество ,дурацкий смех , через непроизвольно текущие большие черные слезы .

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика